Юсово. Церковь во имя Архангела Михаила

Из книги священника Иоанна Добролюбова (1888г.): «Первоначальное построение отдельной церкви в с. Юсове в честь Богоявления Господня относится к концу XVII  или к началу XVIII ст. В записной книге ставленных и епитрахильных грамот, выданным во архиерейство пр. Стефана, Митрополита Рязанского и Муромского (1700—1718 г.) встречается известие о выдаче епитрахильной грамоты под 25 августа 1703 г. и под 23 января 1706 г. «села Усова Богоявленскому попу Никите». Деревянная церковь в честь архистратига Божия Михаила построена была в 1769 г. Существующая ныне каменная Архангельская церковь с приделом в честь Боголюбской иконы Божией Матери, крестообразной формы, с каменною колокольнею и оградою построена в 1849 г. По штату 1873 года в причте Архангельской церкви положены 1 священник и 1 псаломщик.

Из священнослужителей означенной церкви известны:
Никита, упоминается в 1703 и 1706 г.
Симеон Софрониев, упоминается в 1779 г.
Максим Даниилов, упоминается с 1793—1822 г.
Василий Иаковлев Медведевский, упоминается с 12 декабря 1822—1827 г.
Василий Сергиев Покровский, упоминается с 1 февраля 1832—1855 г.
Алексий Васильевич Левитов состоит с 1855 г.»

Официальное описание церкви: Построена в 1845—1847 гг. на средства прихожан. Здание  включает  квадратный  в  плане двусветный  основной  объем  храма  с полуциркульной  квадратной  апсидой, прямоугольную  трапезную  и четырехъярусную  колокольню.  Церковь перекрыта  эллипсообранным  купольным сводом,  увенчанным  малым  световым барабаном  с  главкой.  Купольное  покрытие церкви и завершение колокольни утрачены.Северный  и  южный  фасады  на  уровне второго  светового  яруса  обработаны аркатурным пилястровым поясом, в котором прорезаны три оконных проема. По центру северного  и  южного  фасадов  церкви  в первом  световом  ярусе  прорезаны  дверные проемы,  обработанные  пилястрами  и архивольтами.  Первый  –  второй  и  третий ярусы  колокольни  квадратные  в  плане, четвертый  –  круглый.  Первый  и  третий ярусы  обработаны  пилястрами,  второй  – трехчетвертными  колоннами  тосканского ордера.  Первый  ярус  в  верхней  части прорезан  по  сторонам  света полуциркульными  оконными  проемами, второй  и  третий  ярусы  колокольни  – арочными  проемами  звона,  четвертый  – круглыми оконными проемами.

В архитектуре храма соединены стилевые формы  классицизма  (колокольня)  и эклектики  (архитектурный  декор  церкви). Состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения.

По данным «Церковных ведомостей» 1888—1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889 – 1914 гг., известны:

Надеждин Пётр Васильевич, священник церкви села Юсово Раненбургского уезда (АК 1898, АК 1912 — ПК 1914).
Куракин П. И. диакон села Юсово Раненбургского уезда (АК 1898).

Из репрессированных священнослужителей известны:

Колосов Алексей Иванович, 1866 г.р., уроженец с. Кривандино Орехово-3уевского района Московской области, священник. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 03.10.1936 г. по ст. 58-10-2, 58-11 приговорён к гласному надзору по месту жительства на 1 год. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 03.10.1991 г.

Татаринова Прасковья Ефимовна, 1897 г.р., уроженка и жительница с. Юсово Чаплыгинского района, ктитор церкви. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 03.10.1936 г. по ст. 58-10-2, 58-11 приговорена к 5 годам лишения свободы. Реабилитирована определением Липецкой областной прокуратуры от 03.10.1991 г.

В 2008 году Архангельская церковь и село Юсово прославилось на всю страну. Ученики и педагоги местной школы и несколько прихожан храма Архангела Михаила накануне Пасхи решили вынести мусор из разрушенной в советское время церкви. Одна из прихожанок неподалеку от алтаря обнаружила одну монету, следом другую... Через час юсовцы ссыпали содержимое клада в два 15-литровых ведра и отнесли в школу. Монеты разложили на теннисном столе и начали подсчет. Выяснилось, что в кладе было почти 8 000 серебряных и медных монет достоинством от копейки до рубля. Все мнения сходятся на том, что это именно священник Пётр Надеждин в период революции спрятал от большевиков под алтарем церковную кассу, ставшую одним из крупнейших в истории России монетных кладов.

Пётр Васильевич Надеждин (1863 – 1930), последний дореволюционный священник Архангельской церкви с. Юсово, Раненбургского уезда, Рязанской губернии, член Раненбургского Благочиннического Совета, член Правления Раненбургского Духовного училища. Неоднократно поощрялся за труды по народному образованию. Среди прочих священнических наград имел серебряную медаль «В память в Бозе-почившего Императора Александра III».

А вот поколенная схема его родственников, служивших священниками в Архангельской церкви села Юсово Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинского района Липецкой области).

Поколенная роспись

  1. Василий Сергеевич Покровский (1789-?). Первый священник построенной в 1849 году в селе Юсово церкви Михаила Архангела. Упоминается в качестве священника с 1832 г. (Вероятно, служить начал раньше). У него в семье была дочь Фёкла. Закончил службу в 1855 г., одновременно с назначением нового священника — Алексея Васильевича Левитова.
  2. Алексей Васильевич Левитов (1832 — 19.10.1887). Службу в Архангельской церкви села Юсово начал с 1855 г. При этом женился на дочери предыдущего священника — Фёкле Васильевне, и с 1855 г. стал содержать тестя Василия Сергеевича и тещу Домну Дмитриевну Покровских.
    Дочь Алексея Васильевича Левитова — Мария (1867 — 1914), вышла замуж за очередного назначенного к этой церкви священника — Петра Васильевича Надеждина.
  3. Петр Васильевич Надеждин (1863—1930) начал службу в Архангельской церкви села Юсово с 1887 г. после смерти А. В. Левитова. При этом был женат на его дочери Марии. Служил до закрытия храма.
    Поколенная роспись составлена 15.04.08 А. Д. Тверитиновым (правнуком о. Петра Надеждина) по материалам семейного архива и источникам, предоставленным рязанским краеведом Татьяной Владимировной Шустовой.

На основании проведенного генеалогического исследования, а также на основании того, что самая ранняя из найденных монет датируется 1737 годом, а поздняя — 1914, возникает предположение, что найденная прихожанами села Юсово 12 апреля 2008 года церковная касса, именуемая в СМИ «кладом», могла формироваться взносами прихожан на протяжении примерно 100 лет трудами трех поколений священников — Покровского, Левитова и Надеждина, представлявших по сути дела единую семью.

После закрытия храма стали распространяться слухи о кладе, спрятанном в церкви последним священником. Слухи эти не давали покоя кладоискателям. Все в храме было изрыто вдоль и поперек. В поисках «сокровищ» вырывались и разбивались даже несущие элементы фундамента. Не пощадили кладоискатели и само место захоронения о. Петра Надеждина рядом с алтарем. По свидетельству его внучки Любови Васильевны Толпеевой, урожденной Надеждиной, могила была разрыта и некоторое время на ее месте оставалась яма. Но помнящие и глубоко чтящие память об этом батюшке жители села Юсово восстановили могилу и поставили новый крест.

И вот теперь, собранная многими поколениями сельчан и сохраненная в годы революции отцом Петром церковная касса, на протяжении почти ста лет не дававшаяся в руки неугомонным кладоискателям, сама открылась перед чистыми помыслами людей, словно посланная Богом перед пасхой именно тем, кто начал заботиться о восстановлении Церковной жизни давно разрушенного Храма.

Церковная касса, сохраненная о. Петром от варварского распыления, и возвращенная Господом для прихожан села Юсово, призвана дать им возможность восстановить свою церковь.

Внучки Петра Васильевича, — сестры Лидия, Вера, Любовь, урожденные Надеждины, вспоминают своего деда, как очень строгого и чрезвычайно скромного в быту человека, ведущего аскетический образ жизни.

И живет в семье Надеждиных воспоминание о том, что о. Петр умер в 1930 г. вскоре после того, как его вызывали в ОГПУ. Там в течение нескольких дней его обрабатывали, пытаясь завербовать в осведомители, чтобы информировать органы об исповедях прихожан и их «дурных» мыслях. В случае отказа ему пригрозили, как минимум, закрытием церкви.

Но мужественный и принципиальный отец Петр категорически отказался от этого сотрудничества, невзирая на нависшую над ним и его семьей угрозу.

Храм закрыли. Не выдержав переживаний, отец Петр через несколько дней скончался от удара.

Он умер, но Божьим провидением сохранил принадлежащие храму средства, столь необходимые для восстановления этого одного из сокровенных островков русской Православной духовности.

В настоящее время идёт реставрация храма – вставлены окна, поставлена дверь.

Настоятелем храма является протоиерей Евгений (Мастлюков).

О «Юсовском кладе» можно посмотреть видео.

Нажмите, чтобы начать просмотр.

Координаты:

N 53° 13.150'
E 39° 58.050'

 

При описании использована книга священника Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии», том 3, 1888 г, Алфавитный список репрессированных в годы Советской власти священно- и церковнослужителей, Духовенство Рязанской епархии (по данным «Церковных ведомостей» 1888—1908 гг., «Адрес-календарей Рязанской губернии» 1889—1914 гг.), статья «Священник Пётр Надеждин и «Юсовский клад»» с сайта История, культура и традиции Рязанского края, сайт ТВК-новости, сайт LipetskNews.ru, Каталог объектов культурного наследия Липецкой области, 2008 г.

Фотографии февраль 2012 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *