Казаки. Церковь во имя Георгия Победоносца

Первое упоминание о Георгиевской церкви с. Казаки Елецкого района относится к XVII веку. В «Трудах Орловской ученой Архивной комиссии» за 1894 год записано: «Выписка с писцовых и межведомственных книг города Ельца и Елецкого уезда письма и межеванья Тихона Камынина да подьячего Тимофея Труфанова 7200—7201 (1692—1693) годов в которых писано: в городе Ельце в казачьей Александровской слободе церковь Великомученика Георгия де предел Ильи Пророка деревянная, а в той церкви царские двери и Деисусы и месные иконы и ризы и всякая церковная утварь и колокола строение попово и мирское… да той же церкви на церковной земле во дворе поп Павел, во дворе поп Федор, во дворе дьячок Мишка Никифоров, пашни пахотные церковные и перелогом добрые земли в меже Александровских казаков 20 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сена по дикому полю под Хомутовым лесом вопче с казаками ж на его жребий 30 копеек».
Из хранящейся в храме грамоты Тихона 3-го, епископа Воронежского и Елецкого, от  17 марта 1786 года видно, что прихожане просили построить вместо ветхого деревянного храма во имя Великомученика Георгия Победоносца каменный во имя Вознесения Господня с приделом Великомученика Георгия. Но когда это произведено в исполнение сведений нет. Предположительно, каменный Георгиевский храм стали строить в 1803 году. В 1831 году на средства помещика Ивана Егоровича Голостепова устроен в трапезе второй передел во имя Толгской Божьей Матери, освященный 3 ноября того же года. В 1842 году храм был увеличен распространением стен в храмовой, а в 1886 г. в трапезной части. Все три иконостаса по мере нужды возобновлялись и освящены: Вознесенский—3 ноября 1874 года, Толгской иконы Божией Матери—26 ноября 1883 года, Георгиевский—11 октября 1886 года. В настоящей главной церкви иконостас пятиярусный, а в трапезе—трехъярусный. В 1902 году в церкви устроено паровое отопление.
В церкви была чудотворная икона Толгской Божьей Матери, пожертвованная строителем иконостаса этого имени, помещиком Голостеповым. Данная икона находилась в семье помещика более 500 лет и передавалась из поколения в поколение. Интересна история иконы. В 1314 году образ Богородицы явился епископу Ростовскому и Ярославскому Прохору на берегу реки Толги. Обозревая свою епархию, он остановился на ночлег в 7 верстах от Ярославля на правом населенном берегу Волги. В полночь, когда все спали, на противоположном берегу Волги, где стоял дремучий лес, епископ увидел огненный столп к нему на реке мост. Сотворив молитву и взяв жезл, епископ Прохор пошел по чудотворному мосту. Приблизившись к столпу, он лицезрел образ Божьей Матери с Младенцем Иисусом. После усердной молитвы он вернулся назад, забыв у иконы свой жезл. Встав утром и не обнаружив  его, он вспомнил о ночном  явлении и послал за ним слуг. Слуги нашли жезл, а рядом с ним икону Богородицы, лежавшую на земле между деревьями. Тогда и сам святитель поспешил на ту сторону реки и признал виденную им ночью икону. На этом месте выстроили церковь и женский монастырь. Известен такой случай. В первое столетие существования храма в нем произошел пожар. Сгорело все. Но люди нашли икону в целости и сохранности в дубраве на дереве.
7 июля 1883 года церковь посетил епископ Симеон, служивший здесь литургию, а в 1892 году—епископ Мисаил.
Из священнослужителей известны: священник Иван Руднев, который преподавал с 1890 года Закон Божий, диакон Алексей Лапин, с 1910 года – священник Пётр Константинович Красовитов.
Из репрессированных священнослужителей известны священники Пётр Михайлович Зверев и Кузнецов Николай Вениаминович, и диаконы Калинников Сергей Петрович и Шацких Петр Никитович.
Пётр Михайлович Зверев родился в 1845 году, окончил Орловскую духовную семинарию в 1869 году, работал сельским учителем. С 1874 по 1912 год служил настоятелем Вознесенской церкви с. Казаки. С 1875 года в церковно-приходской школе преподавал Закон Божий. В 1883 году стал попечителем. Петр Михайлович с 1880 года – депутат епархиальных и окружных съездов духовенства. С 1906 года был в должности благочинного округа. В 1912 году П. М. Зверев был избран депутатом 4-й Государственной думы от фракции русских националистов и умеренно-правых (общая фракция), здесь же был в Комиссии по делам Православной Церкви и начал свое служение в том же году с 15 ноября. После закрытия Госдумы большевиками в 1917 году, вернулся в с. Казаки, где во время литургии прочитал воззвание Патриарха Тихона и сообщил прихожанам о декрете, запрещавшим школьное преподавание Закона Божия, что вызвало негодование властей, которые пытались его арестовать в церкви, но народ не дал. Позже, в апреле 1918 года был обвинен в антисоветской пропаганде и агитации. Отца Петра Михайловича Зверева отправилась арестовывать вооруженная команда, которой священник оказал сопротивление, был ранен выстрелом в голову и помещен в тюремную больницу. Далее судьба его неизвестна. В настоящее время М. П. Зверев причислен к Новомученникам и исповедникам Русской Православной Церкви ХХ в.
Кузнецов Николай Вениаминович, 1885 г.р., уроженец с. Паниковец Задонского района. Постановлением тройки УНКВД по Орловской области от 04.12.1937 г. по ст. 58-10 приговорён к 10 годам лишения свободы. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 27.03.1989г.
Калинников Сергей Петрович — 1885 г.р., уроженец с. Солдатское, Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Будучи диаконом с. Казаки Елецкого района ЦЧО подвергался аресту в 1930 году. Осужден Тройкой при ПП ОГПУ по ЦЧО 18 марта 1931 года по ст. 58–11 УК РСФСР к 5 годам лишения свободы. Реабилитирован Воронежской областной прокуратурой 17 мая 1989 года.
Шацких Петр Никитович, 1888 года рождения, уроженец с. Жерновное Долгоруковского  района. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области  от 28.09.1937г. по  ст.58-10-2  приговорён к расстрелу. Реабилитирован определением Липецкой областной прокуратуры от 27.03.1989г.
В 1930-гг. церковь закрыли, и сначала попытались поджечь, однако она не загорелась. Затем сделали подкоп и пытались взорвать. С церкви упал только крест. В 1936 году сняли колокола, церковь закрыли, иконы растащили по домам. Большой колокол, упав с колокольни, ушёл в землю, но его откопали и разрубили на части на металлолом. Колокольню и трапезную, в конце концов, всё-таки разрушили. В 1942 году в здании забивали скот, потом был табачный и зерновой склад.
В настоящее время идёт восстановление Георгиевского храма – восстанавливается трапезная, рядом с храмом устроена небольшая звонница с пятью колоколами, территория вокруг храма благоустраивается.
Настоятелем церкви во имя Георгия Победоносца в настоящее время является отце Георгий (Белоусов).
При описании использована работа «Дорога к храму» группы учеников МОУ СОШ №2 с. Казаки: Кабанова Елена, Тихонов Игорь, Кипа Максим, Новиков Дмитрий, Меркулова Светлана, Шацких Дарья, Змеева Ксения, под руководством Кабановой Ирины Евгеньевны.
Координаты:
N 52° 37.830'
E 38° 15.900'
Фотографии июль 2011 года.

2 комментария на «Казаки. Церковь во имя Георгия Победоносца»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *