Дворянский род Стаховичей

Унаследованная единственной дочерью М.В. Перваго Надеждой Михайловной, после ее замужества в 1819 году Пальна-Михайловка переходит к роду Стаховичей, определивших ее хозяйственную коннозаводскую специфику и из поколения в поколение на протяжении столетия при­умножавших ее культурное значение и связи.

Всероссийскую известность Пальна-Михайловка приобретает в связи с хозяй­ственной, общественной и культурной деятельностью первых паленских урожен­цев, братьев Михаила Александровича (1820—1858) и Александра Александрови­ча (1830—1913) Стаховичей.

Михаил Алек­сандрович пользовался наибольшей попу­лярностью как поэт и драматург демократического направления, писатель, музы­кант-теоретик, фольклорист, краевед и общественный деятель. Личность Стаховича в широких общественных и культур­ных кругах России получает особое при­знание в 50-х годах в связи с подготов­кой освобождения крестьян. Его борьба за освобождение с землей, первые прак­тические шага в этом отношении, горя­чее выражение сочувствия крестьянству в художественном творчестве, гуманность и благородство способствовали, несмотря на сопротивление губернских властей, его единодушному избранию елецким уездным предводителем дворянства во время Крым­ской войны 1853—1856 годов. Это был еще не виданный в России случай избра­ния сравнительно молодого человека, к тому же демократических взглядов, на высокую общественную должность.

Активная фольклорно-собирательская де­ятельность в Елецком уезде и по соседним губерниям с одновременной нотной запи­сью народных песен, которые издавались самостоятельными выпусками, входили в сборники П.В. Киреевского, а также ис­пользовались П.И. Чайковским, Н.А. Римским-Корсаковым в их произведениях, яви­лась одним из первых опытов литературно- краеведческой деятельности М.А. Стаховича. Его драматические произведения — «Ноч­ное», «Святки» (первоначально «Изба»), драматизированный рассказ «Наездники» вместе с пьесами Островского способство­вали созданию русского национального те­атра. Они написаны на местном материале Елецкого уезда и прежде всего — жизни крестьян Пальны-Михайловки.

Последней опубликованной работой Стаховича является небольшая книга «Исто­рия, этнография и статистика Елецкого уезда» (М., 1858), краеведчески многопла­новая и до сегодняшнего дня не утратив­шая своей исследовательской значимости.

Жизнь Стаховича оборвалась траги­чески, когда он был в расцвете твор­ческих сил и разносторонней граждан­ственной службы.

Сложившиеся в Пальне-Михайловке ду­ховные традиции были продолжены его младшим братом Александром Александ­ровичем, при котором дом Стаховичей, помимо высокой хозяйственной результа­тивности, получил всероссийский резонанс как своеобразный ценгр культуры и общественно-просветательской деятельности.

А.А. Стахович — выпускник кавале­рийского училища, лейб-гусар, вышел в отставку в 1871 году. Тайный советник, шталмейстер Двора Его Императорского Величества. Один из крупных конноза­водчиков в России. Отец большого се­мейства: 4 сына и 4 дочери. В молодо­сти на одном из смотров на Марсовом поле ехал на белой породистой лошади Лермонтова. Будучи прекрасным чтецом и страстным театралом, самому Гоголю читал его «Женитьбу» и «Ревизора», дружил с М.С. Щепкиным. Более 50 лет находился в дружбе и семейном обще­нии с Л.Н. Толстым, постоянно посещал Ясную Поляну начиная с 1856 года, когда ему был подарен Толстым экземп­ляр «Военных рассказов» с подписью: «Любезному и истинно симпатичному А.А. Стаховичу. От автора (надпись с любезностью). Ясная Поляна». Книга находится в семейном архиве в Париже. Дружеские отношения с Толстым год от года крепли. После гибели брата Стахо­вич передал Толстому по его просьбе сюжет повести «Холстомер», задуманный М.А. Стаховичем, о чем Толстой сооб­щил при ее издании (1886): «Посвящается памяти М.А. Стаховича. Сюжет был задуман М.А. Стаховичем, автором „Ночного“ и „Наездники“, и передан автору А.А. Стаховичем».

Под впечатлением артистического чте­ния Стаховичем пьес Гоголя, Островско­го в Ясной Поляне в октябре 1886 года Толстой в три недели написал «Власть тьмы», о чем сказал ему: «Вашим чтени­ем вы расшевелили меня. После вас я написал драму... Или я давно не писал для театра. Или действительно вышло чудо, чудо!».

После ее чтения Стаховичем при царс­ком дворе Александра III было получено разрешение на ее постановку, которую ранее цензура запретила.

Систематически, на протяжении многих десятилетий изучая русскую сцену, Стахо­вич стал редкостным знатоком театра и автором подробных записок о петербургско-московском театральном мире «Клоч­ки воспоминаний» (М., 1904). В «Клочках вос­поминаний» автор большое внимание уде­ляет пьесам старшего брата М.А. Стаховича в связи с их постановками, начиная с первых проб самого автора в исполне­нии елецкими любителями, а затем знаменитыми русскими актерами в Ельце, Воро­неже, Петербурге и Москве.

В августе 2001 года в селе Становое Липецкой области был открыт памятник Михаилу Александровичу Стаховичу.

Александр Александрович, как и его брат Михаил, заботился о благосостоя­нии своих крестьян, для которых пост­роил школу, больницу и родильный дом. Когда в конце 1950-х годов фольклорно-краеведческие экспедиции Елецкого пед­института собирали в Пальне-Михайловке мемориальные материалы, в народе еще жива была восхищенная и благодар­ная память о нем как о неустанном труженике — до самых преклонных лет, рачительном хозяине конного завода, леса, земли, крестьянском кормильце. Это был А.А. Стахович, известный коннозаводчик и автор интересных мемуаров, поклонник Пушкина и друг Гоголя. В своем имении «Пальне» под Ельцом он поставил в парке памятник Пушкину: бюст на гранитном пьедестале.

В революцию 1917 года памятник Пуш­кину был разрушен, но к 200-летию поэта правнуки А.А. Стаховича восстановили его изваяние и торжественно открыли в мае 2000 года. (Скульптор Н.А. Кравченко, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина). В настоя­щее время памятник установлен возле паленской школы, и каждое утро молодой Пушкин приветствует ее питомцев.

В семье Стаховичей воспитывались по­коления активных деятелей на поприще культурной и общественной жизни Рос­сии. Сыновья А.А. Стаховича прослави­лись каждый на избранном пути.

Алексей Александрович (1856—1919), как и отец, был страстным театралом, одним из учредителей и директоров МХТа, последние годы его жизни, тоже оборвавшейся тра­гически, были отданы сцене: генерал, он предпочел быть актером, а после 1917 года вплоть до своей смерти возглавлял вторую студию МХТа. В его паленском доме неоднократно гостили артисты теат­ра вместе с К.С. Станиславским. Впервые это произошло в 1902 году при подготов­ке спектакля «Власть тьмы» — с целью изучения деревенского быта, речи буду­щих героев и сбора театрального рекви­зита, о чем Станиславский написал в кни­ге «Моя жизнь в искусстве». Второй раз он побывал в Пальне-Михайловке в 1916 году. Именно тогда он назвал ее «очаровательной красавицей».

Второй сын Стаховича, — тоже Алек­сандр Александрович (1858—1915), был елецким предводителем дворянства (1895- 1904), учредителем школ и библиотек, строителем Народного дома (ныне елец­кий театр), был членом 2-й Государ­ственной Думы, активно сотрудничал в русской прессе, не исключая и местной, отдельными изданиями публиковал рабо­ты по вопросам школьного обучения, особенно в сельской приходской школе. Многие его методические рекомендации — объясняющего чтения, наглядности пре­подавания, подготовки крестьянской мо­лодежи к работе в родных местах, его борьба с низкопробной, но распространенной лубочной книгой, в чем он был сподвижником Л.Н. Толстого, — все эти проблемы были не только актуальными для своего времени, но опередили его и не устарели сегодня.

Третий сын — Михаил Александрович (1861—1923) — был всероссийски извест­ным общественным деятелем: членом Го­сударственного Совета и дипломатом. Во­лею судьбы оказавшись на чужбине, оста­вил краткие, но блестяще написанные вос­поминания, в которых паленские масшта­бы перерастают во всероссийские. В них он глубоко анализирует напряженную жизнь России последней трети XIX века с ее культурными взлетами (открытие памятни­ка Пушкину в Москве, творчество Досто­евского), социально-политическими стрессами (убийство террористами Александра II и казнь убийц), невиданным подъемом научной и общественной мысли (философ Вл.С. Соловьев, правовед и публицист А.Ф. Кони) и реакционным правительствен­ным аппаратом, двигавшим страну вспять, Стахович приводит примеры наличия в России описываемого времени исключи­тельно талантливых личностей, на кото­рых мог бы опереться царь Александр III, в отличие от бездарностей, окружавших его и определявших пагубную политику.

Михаил Александрович Стахович-младший в 1892—1895 годах был уездным предводителем дворянства в Ельце, в 1895—1907 годах — губернским в Орле. По семейной традиции увлекался театром. Вот что пишет по этому поводу С.А. Толстая: «1895... В то время везде играли „Власть тьмы“. В Ельце ее ставили Стаховичи, причем старик, Александр Александрович, прекрасно, как говорили, играл роль ста­рика — Митрича, а Михаил Александро­вич, его сын, — роль Никиты. Он весь горел, как и отец его, восторгом к пьесе и интересом постановки ее в Ельце. Не ел, не спал, страшно волновался, и ре­зультат был прекрасный».

В бытность губернским предводителем, в 1897 году, Михаил Александрович при­нимает участие в работе общего собра­ния елецких библиотекарей, служащих по земству и народных учителей, где выступает с речью «О задачах библиоте­ки», раскрывая роль книги и тех, в чьих руках она находится, в духовном и нрав­ственном воспитании молодого поколе­ния, так что Елец и его культура были постоянным предметом внимания и за­бот М.А. Стаховича.

Продолжая семейные связи, через всю жизнь пронес М.А. Стахович неизменное чувство дружбы к Толстому и его окру­жению; делил с ним пешее путешествие от Москвы до Ясной Поляны, был ак­тивным помощником при работе писате­ля над повестью «Холстомер».

«Лев Николаевич постоянно поручал М.А. Стаховичу делать своему отцу пись­менные запросы относительно разных под­робностей жизни и уклада конного заво­да, между Ясной и Пальной завязалась деятельная переписка». Пользуясь пе­тербургскими связями, Стахович хлопо­тал за всех тех, кого Лев Николаевич защищал или кому хотел помочь; был одним из организаторов торжеств по слу­чаю 80-летия писателя и учредителем Музея Толстого в Петербурге.

Младший сын — Павел Александрович Стахович (1865 — около 1930), кавалер­гард, офицер Генерального штаба. Во время Бурской войны был командирован в Южную Африку, где, являясь русским военным агентом при английской армии, провел около полугода, о чем публиковал «Доне­сения ген. штаба полковника Стаховича...» (1900). С 1915 года был во главе всего государственного коннозаводства России. Именно ему, страстному любителю и зна­току лошадей, отец завещал свою усадьбу и любимый конный завод.

Последними Стаховичами, родивши­мися в России и воспитывавшимися в Пальне, являются дети двух старших сыновей Александра Александровича I. У Алексея Александровича Стаховича — две дочери и сын Михаил Алексеевич; у Александра Александровича II — три дочери и двое сыновей-близнецов — Александр Александрович III и Георгий Александрович. И хотя вторую полови­ну жизни им суждено провести на чуж­бине, каждый из них оставил след в истории своей страны.

Михаил Алексеевич Стахович (1889—1967) по окончании Московского университета избрал дипломатическую карьеру и слу­жил в русских миссиях Норвегии и Шве­ции. После Октябрьского переворота обо­сновался в австрийском городке Зальц­бурге и обратил купленный им старинный крестьянский дом в любимый уголок всех Стаховичей.

Преодолевая тяжкие недуги (болезнь Паркинсона), бытовые лишения и чувство ностальгии по отчужденной Пальме, Миха­ил Алексеевич заполнял невольный досуг писанием воспоминаний и оставил руко­пись будущей книги «Ушедшее», опубли­кованной в конце века в сокращенном варианте в Ельце и годы спустя — в Зальцбурге на немецком языке, в перево­де сына Михаила Михайловича Стаховича.

«Ушедшее» дает яркие характеристи­ки женских личностей семьи, начиная с прабабушки Н.М. Перваго, бабушки О.П. Стахович, урожденной Ушаковой, ее до­черей Н.А. Огаревой, учредившей в Пальне школу кружевоплетения, С.А. Стахо­вич, самой талантливой и прекрасной среди сестер. Она продолжила дружбу семьи с Толстым и его домом, после 1917 года всю последующую жизнь ра­ботала в музее Толстого в Москве и участвовала в подготовке к публикации Полного собрания его сочинений, осо­бенно его черновиков и писем, и эту ее деятельность специалисты определи­ли как подвиг. Фрейлина двух после­дних императриц, лесовод, бесстрашная наездница, с которой, единственной из женщин, Толстой соглашался ездить вер­хом, автор изданной «Посредником» книжки «Сиротка», она наиболее полно олицетворяла обаяние женского мира Стаховичей.

Общением с Софьей Александровной вызвана яркая страница в жизни и творчестве И.Е. Репина, кото­рую искусствоведы часто именуют «Паленской эпохой»: посвящение Александ­ру Александровичу, Михаилу Александ­ровичу и Софье Александровне картины «Пушкин на набережной», чувство не­жной дружбы к Софье Александровне, посещение Пальны-Михайловки летом 1891 и зимой 1892 годов, портреты А.А. Стаховича, портрет Софьи Александровны, десятилетиями хранимый ху­дожником среди самых дорогих полотен, редкая для кисти Репина пейзажная кар­тина «Пальна. Вид с балкона», зарисов­ки паленских обитателей, коннозаводс­кие этюды, письма, полные волнующих воспоминаний и незабвенных чувств...

Когда смотришь на цветной слайд с картины «Пальна. Вид с балкона» (хра­нится в запасниках Минского музея), вспо­минаешь, что она написана Репиным в дар Софье Александровне, что она дол­гие годы украшала ее одинокий и скуд­ный быт, возвращала ее в родную и любимую Пальну.

Отцу удалось воспитать в своих детях чувство русского патриотизма. Они сохра­нили русскую речь и стали частыми гостя­ми в России, Ельце и Пальне. В годы перестройки старший сын Алексей Михай­лович (1919) на восьмом десятке лет воз­главлял немецкую миссию Красного Крес­та в Москве, распределяя гуманитарную помошь, которую систематически достав­лял в Елецкий Красный Крест и в Пальну-Михайловку младший сын Михаил Ми­хайлович (1921). В свою очередь, подоб­но отцу, он знакомит с Россией, Ельцом и Пальной свою семью —жену, троих детей и восьмерых внучек, которые из Австрии, Швеции и Соединенных Штатов Америки собрались в Ельце в августе 2001 года, посетили Пальну и в результате возобно­вили занятия русским языком.

Старший сын Александра Александро­вича II — Александр Александрович III (1884—1959) рос в Ельце, вместе с братом Георгием учился в Елецкой казенной гим­назии, летом возвращаясь в Пальну, где у отца был большой отдельный дом (не со­хранился) с красно-синим флагом на четы­рехугольной башне. Гимназию Александр Александрович III окончил с золотой меда­лью, затем Петербургский политехничес­кий институт со званием кандидата эконо­мических наук. Учившийся во времена бурного экономического развития России, интенсивного строительства железных до­рог и множащихся заграничных займов, Александр Атександрович специализировался по вопросам финансов и служил в кредитной канцелярии Министерства фи­нансов. Благодаря прекрасному знанию французского языка уже в молодые годы принимал участие в заграничных делега­циях Министерства финансов, оформляв­ших в Париже очередные займы.

Александр Александрович всю жизнь увлекался спортом: бегом, легкой атле­тикой, борьбой и особенно теннисом, который Россия перенимала от англи­чан. Бывая в Ясной Поляне, играл в теннис в одной паре со Львом Николае­вичем. Был выдающимся спортивным орга­низатором как в России, так и впослед­ствии в русском зарубежье.

Все четыре года Первой мировой вой­ны Александр Александрович воевал в рядах Преображенского полка и в период формирования Добровольческой армии был командирован в Сибирь к адмиралу Кол­чаку для возрождения Преображенского полка, о чем рассказал в своих мемуарах «Преображенцы в Сибири» (1920). Руко­пись была предоставлена дочерью автора Марией Александровной Стахович Елец­кому педагогическому институту для пер­вого издания и опубликована в 1999 году.

Воспоминания о Сибирском походе интересны как искреннее повествование участника героического предприятия — вер­нуть России созданный Петром I и по­крывший себя неувядаемой славой полк. Последний из оставшихся в живых членов сибирской экспедиции А.А. Стахович со­знавал «нравственную обязанность довес­ти до сведения будущих поколений воен­ных историков о подробностях работы и гибели последних „птенцов гнезда Петро­ва“, заброшенных судьбою в Сибирь в годы российского лихолетия».

Вторую половину жизни Александр Александрович провел в предместье Па­рижа Аньере, превратив свой домик и небольшой сад в уголок России и Пальны. Он организовал в Аньере русский лаун-теннисный клуб и создал всемир­ную Федерацию, в которой участвовали лаун-теннисные русские клубы, разбро­санные по всему земному шару. Устраи­вались состязания, разыгрывались кубки, издавался Ежегодник Федерации, редак­тором которого был Александр Алексан­дрович Стахович. Одной из постоянных забот его была борьба с денационализа­цией молодежи, борьба с разрушитель­ным действием времени, что сообщилось и младшему поколению Стаховичей, ко­торые сохранили русскую речь и пере­дали ее своим детям и внукам. Внучка Александра Александровича Мария Алек­сеевна Стахович-Милькович первая проложила путь в Орел, Елец и Пальну, в 1990—2000 годы вместе со всей семьей — мужем и четырьмя дочерьми — не раз гостила в Пальне-Михайловке. Все они свободно говорят по-русски и общаются с местным населением.

Последние пятнадцать лет жизни Алек­сандр Александрович III посвятил созда­нию нового детища — «Кружка любителей русской военной старины». Он вложил всю свою неутомимую энергию в дело сохранения для будущего следов того, чем Россия может гордиться и что находится вне России.

На седьмом десятке лет он стал кол­лекционером петровских медалей, что было невообразимо для пенсионера без пен­сии. Выручало знание иностранных язы­ков, его приглашали на подготовку про­даж антиквариата, выставленных на тор­ги старинных замков, мебели, посуды, коллекций медалей, и он оговаривал в виде платы за работу не деньги, а те или иные медали, которыми интересовался.

Каждая медаль напоминала ему о рус­ской военной славе. Больше всего, дума­ется, его радовало то, что путем созда­ния коллекции (равная была лишь в Эр­митаже) он, пребывая в изгнании, принес ценный дар родине отцов. И тем самым победил — преодолел время, простран­ство и границы...

По указанию Александра Александро­вича, желавшего, чтоб медали непременно вернулись в Россию, коллекция была пе­редана сыном в Музей изобразительных искусств в Москве, где 6 июня 1989 года (в годовщину рождения Пушкина) состоя­лось открытие выставки «Медали на события эпохи Петра I из коллекции А.А. Стаховича».

Говоря о связях Стаховичей с Россией, необходимо упомянуть родного племянни­ка Александра Александровича III — Алек­сандра Георгиевича Стаховича (1914—1971), который внес свой вклад в историю Рос­сии. Родился в Петербурге, в Зимнем дворце, электрооборудованием которого ведал его дед, барон Тизенгаузен. С 1920 года вместе с семьей — в зарубежье, вос­питывался под Парижем. В 30-е годы жил в Южной Америке, где его застала Вто­рая мировая война. 18 июля 1940 года, услышав в Аргентине призыв генерала Де Голля из Лондона, все бросил и отпра­вился в Англию. Там поступил в воздуш­ный флот и примкнул к тем, кто создал знаменитую эскадрилью «Нормандия-Неман». «Счастлив был, — пишет его двоюродная сестра Мария Александровна Стахович, — что таким образом довелось ему воевать на родной земле, рука об руку с русским народом».

Спустя десятилетия не забывшие отдавско-дедовской родины, Стаховичи стали вновь  появляться в Москве, Орле, Ельце и Пальне-Михайловке. Это уже четвертое-шестое поколения семьи, оказавшейся ис­ключительно дружной и на чужбине. В Пальне они осуществили реставрацию до­мовой церкви-мавзолея Михаила Арханге­ла, построенной по проекту Д. Жилярди в начале XIX веке еще при Перваго. Теперь это действующий храм.

Новые поколения Стаховичей продол­жают семейные благотворительные тради­ции и через Елецкий Красный Крест акти­визируют социально-медицинскую службу сестер милосердия, опекающих престаре­лых инвалидов Великой Отечественной вой­ны, труда, одиноких больных пенсионе­ров; оказывают систематическую помощь в лечении и питании тяжело больных де­тей, детей-инвалидов; финансируют при­обретение подарков в праздничные дни — новогодне-рождественские, масленичные, пасхальные.

В 1994 году Стаховичи приобрели во Франции в дар городу Ельцу большую православную библиотеку в связи с 50- летием со дня смерти всемирно извест­ного профессора-богослова, протоиерея Сергия Булгакова, окончившего в свое время Елецкую казенную гимназию (1888- 1890). Аналогичные библиотеки они пе­редали на родину Сергия Булгакова в город Ливны Орловской области, а так­же в областную библиотеку Липецка.

Несомненным достижением совместной деятельности преподавателей Елецкого госуниверситета им. И.А. Бунина и чле­нов семьи Стаховичей является изданная пятитысячным тиражом в 1996 году (к 850-летию Ельца) книга «Елецкие кор­ни», составленная из авторских трудов Стаховичей различных поколений. Поми­мо уже опубликованных ранее и став­ших раритетами книг — Стахович М.А. (1820—1858). «История, этнография и ста­тистика Елецкого уезда». — М., 1858; Стахович А.А. (1830—1913). «Клочки вос­поминаний». — М., 1904 (избранное), в книгу вошли еще не публиковавшиеся ру­кописи — «Записки М.А. Стаховича млад­шего'» (1861—1923), бывшего елецкого уез­дного, орловского губернского предводи­теля дворянства и члена Государственного Совета — о политической и культурной жизни России конца XIX — начала XX века, и «Ушедшее» (в сокращении) М.А. Стаховича (1889—1967).

Следует отметить, что переданные нам рукописи представляют собой нацио­нальную ценность. Санкт-Петербург и Москва настойчиво советовали наследни­кам опубликовать указанные материалы в престижных издательствах, но они от­дали предпочтение Ельцу, с которым на протяжении столетия были связаны их предки. Книге «Елецкие корни» были посвящены презентации в Ельце, Липец­ке, Москве, она поступила в библиотеки города, области, страны и широко вош­ла в научный оборот.

Сотрудничество с семьей Стахо­вичей продолжается и сегодня. Одним из соавторов книги «Елецкие корни» Мари­ей Александровной Стахович, составив­шей генеалогическую таблицу Стахови­чей, была передана уникальная по общественно-мемориальной ценности и богат­ству биографического материала рукопись «Биографические сведения о жизни и де­ятельности Владимира Михайловича Анд­реевского», родственника Стаховичей, там­бовского предводителя дво­рянства (1906—1917) и вы­борного члена Государ­ственного Совета. Рукопись готовится к изданию. В 2001 году переиздана в ЕГУ сказка М.А. Стахови­ча, автора «Ушедшего», «Переворот в сказочном царстве», единственный раз увидевшая свет много десятилетий назад (1920-е годы) на страницах уже за­рубежного «Сатирикона».

В средней школе Пальны-Михайловки с помощью кафедры историко-культурного наследия ЕГУ им. И.А. Бунина Стаховичи организовали музей, открытие которого состоялось в мае 2000 года, для чего в Пальне собрались представители рода из Фран­ции, Австрии и Германии. Инициаторами всех этих начинаний стали дочь Стаховича Александра Александровича III Мария Александровна Стахович (1924) и ее дочь Мария Алексеевна Стахович-Милькович (1954), а также наиболее час­тый посетитель стаховичского гнезда Ми­хаил Михайлович Стахович (1921), у кото­рого в Ельце и Пальне появилось много друзей и творческих планов по совмест­ной работе.

Использована статья С.В. Красновой «Пальна-Михайловка – редкий оазис культуры», в книге «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века», 2001.

Использованы фотографии с сайтов Lib.ru, Русский биографический словарь.

One Response to Дворянский род Стаховичей

  • Михаил Стахович-старший (поэт) еще и первый историк русской гитары, написавший «Очерк истории семиструнной гитары», опубликованный в журнале «Москвитянин» в 1854 и 1855 годах в виде двух статей: «Очерк истории семиструнной гитары. Сихра — Аксёнов — Высотский» ('Москвитянин', 1854, Т. IV, № 13) и «Продолжение истории семиструнной гитары. (Письмо к А. А. Григорьеву). Современные гитаристы» ('Москвитянин', 1855, Т. V, №15-16). К сожалению, судьба у этой работы была несчастливая: уже в 1864 году очерк с огромными искажениями переиздал Ф. Стелловский, оригиналы были забыты и их не знали даже самые известные историки гитары, в том числе В. Русанов, Б. Вольман и др. Впервые за почти 160 прошедших лет оригиналы статей М. Стаховича из журнала "Москвитянин" опубликованы только в этом году на сайте журнала «История гитары в лицах».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>