Церковь Преображения Господня г. Липецк

В районе Центрального рынка Липецка, в начале улицы Папи­на, в тени высоких деревьев го­родского кладбища приютилась небольшая, изящной архитектуры церквушка. Для многих жи­телей города и округи этот храм осо­бенный — именно в нём они приняли Святое Крещение, так как Преобра­женская церковь, вновь открытая сра­зу после войны, более сорока лет была одним из двух действующих храмов Липецка.

Предтеча этой церкви — деревян­ный храм Преображения Господня, по­строенный в период между 1775 и 1784 г., после появления указа Святей­шего Синода от 29 ноября 1771 г. о за­крытии погостов при городских церк­вях. Указ гласил: «...по ведению прави­тельствующего Сената в предосторож­ность заразительной болезни Сенатом <...> определено: чтоб по городам при церквах никого не хоронили, а отвели бы господа губернаторы для того осо­быя кладбища за городом <...> построя при оных <...> хотя небольшия деревянныя церкви». Точная дата построй­ки первой деревянной церкви на Пре­ображенском кладбище пока неизвест­на, впервые храм упоминается в доку­ментах 1784 г., но антиминс в неё вы­дан был епископом Тихоном III, возглавившим Воронежскую епархию в 1775 г.

Любопытное описание этой кладби­щенской церкви оставил один из посе­тителей липецкого курорта в 1803 г.: «Проехав за город по большой Воро­нежской дороге, увидели мы в правой стороне в лесу полукруглую полянку, обсаженную вокруг, как будто бы на­рочно деревьями <...> тут попалась нам дорожка, ведущая в лес, по которой вы­шли мы на круглую поляну. В средине ея представляется глазам нашим деревянная церковь: около оной лежит множество могильных камней. Уеди­нённое такое место...»

В 1808 г. вместо старого деревянно­го храма "тщанием прихожан* была на­чата постройка каменной кладбищен­ской церкви прежнего храмонаименования. Как вновь «выстроенный камен­ный» Преображенский храм обозна­чен на плане Липецка 1813 г. На том же плане показана стоящая намного вос­точнее деревянная церковь, которая должна была быть перенесена на новое место. Окончание строительных и от­делочных работ на Преображенской церкви относится к 1824 г.

В 1837 г. на средства вдовы-корнетши Александры Петровны Сатиной к Преображенскому храму были прист­роены каменные трапезная-церковь и двухъярусная колокольня (высотой до карниза 8 саж. 1,5 арш.) В тёплой, отап­ливаемой двумя утермартовскими пе­чами трапезной устроены и освящены были в том же году два придельных ал­таря — во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.

С самого начала своего существования кладбищенская Преображенская церковь не имела самостоятельного штата священно- и церковнослужите­лей, так как указ Синода от 1771 г. гла­сил: «...при тех кладбищенских церк­вях <...> особого же причта <...> не оп­ределять». Службу в храме совершали священнослужители Вознесенского храма. Лишь в 1840 г. по прошению все той же благотворительницы А.П. Са­тиной Святейшим Синодом был ут­вержден свой штат при храме, вклю­чавший священника, дьячка и понома­ря. На его содержание Сатина по­жертвовала денежную сумму в разме­ре 2 935 руб., банковские проценты с которой и должны были служить этой цели. В 1837 г. храмоздательница выде­лила землю площадью 2 десятины 350 кв. саженей, на которой к 1845 г. были построены дома для священно- и церковнослужителей. Спустя 12 лет, в 1857 г., эти дома, вероятно, без должного ухода обветшавшие, причтом не ис­пользовались.

Здание Преображенской церкви до­шло до нас практически в первоначаль­ном виде. Лишь в 1875 г. и в 1892 г. она была возобновлена (отремонтировала) и несколько перестроена на средства липецкого купца Ивана Ивановича Шелихова, являвшегося старостой хра­ма с 1883 по 1895 г. За свою долговре­менную службу в должности ктитора Преображенской церкви и пожертво­вания в пользу храма крупных сумм И И. Шелихов в 1893 г. был награждён похвальным листом от Тамбовского ар­хиерея. В 1903 г. на средства другого старосты — мещанина Степана Алек­сеевича Котельникова вокруг кладби­ща Преображенского храма была уст­роена каменная ограда.

В плане Преображенский храм представляет собой равноконечный крест. Объёмно-пространственная ком­позиция храма относится к распрост­раненному типу «восьмерик на четве­рике». Его архитектурная особенно­сть — низкий восьмерик с окнами круглой формы. Граненый купол увен­чан глухой восьмигранной главкой с луковкой. Апсида имеет прямоуголь­ную форму. Фасад храма украшен уг­ловыми пилястрами, на которые опи­раются треугольные щипцы с круглы­ми окнами второго света и тремя ма­ленькими главками с крестами.

К достопримечательностям храма в начале XX в. относился небольшой се­ребряный вызлащенный крест с части­цами мощей свв. Петра и Февронии Муромских, пожертвованный строительницей храма А.П. Сатиной, кото­рая унаследовала его от своих предков. Долгое время в храме как реликвия хранился парусиновый антиминс, вы­данный епископом Воронежским и За­донским Тихоном III (Ступишиным- Малининым) во вновь построенную де­ревянную Преображенскую церковь для освящения алтаря. Но в середине XIX в. эту древнюю реликвию забрали в Тамбовскую архиерейскую палату.

В 1899 г. храм посетил Преосвящен­ный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий. В 1910 г. событием дли клира Преображенского храма стало посе­щение его Тамбовским епископом Ки­риллом при обозрении епархии. В от­чете о пребывании Владыки Кирилла в храме сказано, что Преображенская церковь «... зданием каменная, разме­ром небольшая, чистая и во всех частях благолепная. Утварью и ризницей снабжена в нужном количестве». В это время храмовая небольшая библио­тека насчитывала 37 томов.

Преображенская церковь по-преж­нему находилось на самой окраине го­рода, от которого её отделял глубокий отвержек Каменного лога. К храму можно было пройти по арочному бело­каменному мосту, ныне засыпанному вместе с оврагом

Как уже отмечалось, все время сво­его существования вплоть до самой ре­волюции Преображенский храм не имел своего прихода и долгое время считался приписным к Вознесенской церкви. Штат его в начале XX в. состо­ял из священника и псаломщика. С 6 августа 1848 г. настоятелем Преобра­женской церкви служил Василий Ти­хонович Сеславинский, родившийся в 1821 г. в семье диакона. По окончании Тамбовской духовной семинарии он был рукоположен Преосвященным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским, в священника Преобра­женской церкви г. Липецка, в качестве настоятеля которой и скончался 21 ян­варя 1876 г. За время служения он не­однократно избирался депутатом от го­родского духовенства на епархиаль­ных съездах, был награжден набедрен­ником и скуфьёй. Погребен Василий Тихонович Сеславинский на Преобра­женском кладбище близ храма.

С 1876 no 1910 гг. настоятелем Пре­ображенского храма был Александр Иванович Смолеев, родившийся в 1847 г с. Александровка Козловского уезда в семье священника. По оконча­нии Тамбовской семинарии в 1867 г. он был рукоположен в священника с. Иловай Рождественский Козловско­го уезда, а в 1876 г. по ходатайству липчан переведен в Преображенский храм. Отец Александр, побывавший за время службы в храме в должности члена Липецкого отделения училищно­го совета, члена благочиннического со­вета, благочинного 1-го Липецкого го­родского округа, члена правления Ли­пецкого духовного училища, законо­учителя приходского училища и заве­дующего Воскресной церковно-приходской школой, имел следующие награды: набедренник (1871 г.), скуфья (1884 г.), камилавка (1891 г.), наперс­ный крест (1898 г.). сан протоиерея (1905 г.). Скончался протоиерей Алек­сандр Смолеев 20 февраля 1910 г. и был похоронен на Преображенском клад­бище возле храма.

Первые годы советской власти Пре­ображенская церковь продолжала дей­ствовать Март же 1922 г. стал для Пре­ображенской церкви, как и для других липецких храмов, временем ограбле­ния со стороны советской власти: из храма была изъята серебряная утварь весом 4 фунта 45 золотников 90 долей на сумму 960 000 рублей.

Но ещё 15 лет прихожане всем ми­ром держали напор местных властей, искавших любой повод и предлог для закрытия храма. Преображенская цер­ковь в середине 1930-х гг. осталась единственным храмом в этой части го­рода, который продолжал действовать несмотря ни на что. Более того, штат её в это время включал в себя почти деся­ток священников, изгнанных из своих городских и пригородных церквей. Лишь в 1937 г. властям наконец-то уда­лось закрыть кладбищенский храм, а заодно в течение этого и следующего годов репрессировать и многих из слу­живших в ней священнослужителей — Петра Михайловича Баталина, Влади­мира Дмитриевича Гумилевского, Ни­колая Дмитриевича Данилова, Павла Васильевича Щёголева, Александра Семёновича Ушакова. Ивана Яковлевича Цебрикова, Серафима Семенови­ча Крылова и других.

Долгое время после закрытия храма здание его использовалось бондарной мастерской Липецкого промкомбина­та. В 1943 г., в тяжелое время войны, верующие начали хлопотать о возвра­щении храма, обратившись с соответ­ствующей просьбой в липецкий горсо­вет. Кроме этого, 17 июля 1943 г. было отправлено письмо от 25 жителей горо­да за подписью С Д. Диогенова Предсе­дателю Президиума Верховного Сове­та СССР М.И. Калинину с просьбой об открытии Преображенской церкви. Горсовет ответил отказом, и 23 февра­ля 1944 г. последовало обращение липчан за подписью М.Е. Смольянинова в Синод, а 14 марта 1944 г. от группы ве­рующих в количестве 200 человек — в Воронежский облисполком. Руководил сбором подписей и первым поставил подпись под этими обращениями Митрофан Ефремович Смольянинов, про­явивший удивительную по тем страшным для верующих временам сме­лость. Письмо из Воронежа переслали в Липецк. И хотя Преображенская цер­ковь год уже пустовала, председатель горсовета Мазин цинично ответил, что «церковь одна есть — в селе Студён­ках, близ станции Чутун, в 5 километ­рах от города».

Из Воронежского облисполкома прислали копию решения № 7 987 от 4 мая 1944 г., в котором верующим «за нецелесообразностью» было отказано в возвращении храма. Липчане повтор­но обратились 1 июня 1944 г. к уполно­моченному Гастеву и в президиум Ли­пецкого городского Совета депутатов. Письмо к последнему подписали 123 человека. Первая подпись принадле­жала Матрёне Никитичне Князевой. Затем последовало обращение в Пре­зидиум Верховного Совета депутатов трудящихся СССР. Верующие с пись­мом с 80 подписями дважды выезжали в Москву в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете На­родных Комиссаров СССР.

После этого 10 июля 1944 г. совет ре­комендовал местным властям ввиду на­стойчивости верующих вновь рассмот­реть ходатайство, но оттуда опять по­следовал отказ. Тогда 21 сентября того же года М.Е. Смольянинов снова обра­тился в Синод, а 3 января 1945 г. после­довало новое письмо в СНК СССР и зaтем в Воронежский облисполком, кото­рый 8 мая по-прежнему ответил отка­зом.

В год Великой Победы, огромный вклад в которую внесли и Православная Церковь, и миллионы верующих, липчане, добивающиеся возвращения Преображенской церкви, пошли в сво­их мытарствах по новому кругу. В июле 1945 г. было подготовлено письмо за первой подписью Таисии Ивановны Ольчук, а 21 августа письма были от­правлены Воронежскому архиерею и в Воронежский облисполком уполномоченному Гастеву. При этом верующие сообщали, что готовы взять на себя расходы, связанные с проведением не­обходимого ремонта храма. 24 августа 1945 г. об открытии церкви ходатайст­вовал и протоиерей Евгений Лукин.

В ответ на эти обращения 15 декаб­ря 1945 г. уполномоченный по делам Русской Православной Церкви по Во­ронежской области Гастев подготовил заключение: «Нахожу возможным удовлетворять ходатайство верующих об открытии церкви». А 14 января 1946 г. было отменено решение облис­полкома от 4 марта 1944 г., и все мате­риалы отправлены в Совет по делам Русской Православной Церкви для окончательного решения. Совет решил: «Удовлетворить ходатайство ве­рующих об открытии Преображен­ской церкви в г. Липецке».

Так Преображенский храм был возвращен в лоно Русской Православной Церкви, и 26 апреля 1946 г. его настоя­телем и благочинным Липецкого окру­га был назначен Георгий Иванович Савченко, исполнявший эти обязанно­сти до 29 июли 1954 г. Богослужения во вновь открытом храме начались 1 апре­ля 1946 г., а 6 мая того же года была за­регистрирована община Преображен­ской церкви. Старостой храма был вы­бран Михаил Иосифович Тарасов. 12 августа 1946 г. решение об открытии храма было одобрено Советом Министров СССР за № 4877-РС.

С 1954 no 1959 г. настоятелем храма был Павел Акимович Котельников, служивший и храме еще в 1932— 1937 гг. и сосланный в разгар репрес­сий в ссылку в Кустанай.

Со времени открытия Преображен­ской церкви в 1946 г. и до самого выхо­да за штат в 1962 г. служил в ней и про­тодиакон Владимир Федотович Сереб­ряков (1888—1976), начинавший служ­бу в этом храме ещё семнадцатилетним юношей в качестве псаломщика при протоиерее Александре Смолееве в 1905 г. И до последних дней своей жиз­ни о. протодиакон, не представлявший своей жизни без любимого и дорогого сердцу храма, пел в хоре, иногда слу­жил диаконом — по праздникам, или когда не было штатного диакона.

Многим липчанам старшего поколе­ния запомнилась, как настоящий празд­ник, служба в кладбищенской церкви Воронежского архиепископа Иосифа. Тогда, 29 мая 1957 г., во время архи­ерейского служения в Преображен­ском храме присутствовало 700 — 800 человек. Вообще же в эти годы вели­кие и двунадесятые праздники собира­ли под своды храма огромное количе­ство верующих. По сведениям уполномоченного за 1956 г., на Рождество пришло в храм 2 тысячи, на Крещение 1,5 —2 тысячи, а на Пасху — 2 —2,5 ты­сячи верующих.

Священнослужители Преображен­ского храма все тяжелые времена со­ветской власти проводили огромную работу по возрождению в городе и всём Липецком крае полнокровной церковной жизни, бережно и любовно взращивая и сохраняя в народе ростки духовной жизни. Характерна в этом отношении служебная информации уполномоченного по делам религии при облисполкоме за 1957 г. относи­тельно о. Павла Котельникова и неко­торых других липецких священников: «...очень активно себя проявляют в церковной деятельности, усердно ис­полняют церковную службу, многие читают проповеди, часто разъезжают по селам для исполнения религиозных треб, производят индивидуальную ра­боту среди верующих».

Деятельность священнослужителей Преображенского храма немало способствовала тому подъему духовной жизни липчан, который позволил в конце 1980-х — начале 1990-х гг. произ­вести ремонт церкви, возродить и на­ладить активную приходскую жизнь, возвести необходимые для этого со­оружения.

В 1989 г. на колокольне Преобра­женского храма были вновь установле­ны колокола. В 1991 — 1992 гг. трудами священника Петра Митрофановича Богодеева у входа на Преображенское кладбище построено двухэтажное зда­ние, на первом этаже которого распо­лагается крестильный храм, на вто­ром — воскресная школа, а в подваль­ном помещении — просфорная.

7

Воскресная школа при Преображенском храме действует с 1991 г., в ней прово­дятся занятия для детей старшей и младшей групп, а также взрослых. При школе создана библиотека. Священни­ки Преображенского храма во главе с настоятелем — протоиереем Владими­ром Баязовым включили в круг своих обязанностей заботу о питомцах дет­ского дома в 23-м микрорайоне Липецка, помогают дому инвалидов и преста­релых, что на ул. Механизаторов, окормляют заключённых колонии № 5 и военнослужащих в/ч 6668.

При Преображенском храме сохра­нился самый старый некрополь Липец­ка, где нашли упокоение многие липчане, оставившие свой след в истории и культуре города. Здесь в конце XVIII — начале XX в. хоронили прихожан Воз­несенской и Троицкой церквей. К со­жалению, за годы советской власти большинство надгробных плит и па­мятников было варварским способом уничтожено, использовано для различ­ных хозяйственных нужд или перете­сано для новых могил... На Преобра­женском кладбище сохранилась часть старых мраморных и гранитных памят­ников на могилах А. П. Коликова (скон­чался 26.06.1909). И.П. Коликова (скон­чался 24.04.1908). Н.П. Коликова (скон­чался 16.04.1904), М.Я. Терпугова (ско­нчался 28.05.I905), М.И. Голикова (ско­нчался 29.11.1903). А.Д. Болховитинова (скончался в 1897),С.Н. Болховитинова (скончался в 1894), А.П. Болховитино­вой (скончалась 14.07.1905), Е.А. Рако­вой (скончалась 03.05.1873). В.И. Шелихова (скончался 03.03.1877), Героя Со­ветского Союза С.Г. Литаврина (погиб 04.11.1957).

У стен Преображенской церкви обрели свой последний приют многие священнослужители липецких храмов. В 1930-е гг. — священник Иван Михайлович Рощин, в послевоенное время — протоиерей Георгий Савчен­ко (1878—1958), протоиерей Алексей Михайлович Казанский (1880—1961), протоиерей Александр Фенелонов (1890—1963), протоиерей Георгий Костромин, протоиерей Василий Ивано­вич Казанский (1897—1963), протоие­рей Василий Алексеевич Никифоров (1886- 1965). протоиерей Михаил Землянский (1928—1991). архимандрит Да­ниил (Пацкан) (1940—1998), протоие­рей Игнатий Стаднюк (1931—2000), бывший настоятелем Преображенско­го храма в 1960 — 1989 гг.

К сожалению, Преображенский не­крополь до сих пор не поставлен под государственную охрану органами культуры, а значит, опасность оконча­тельно потерять мемориальный ком­плекс старейшего липецкого кладбища сохраняется.

Священно- и церковнослужители храма Преображения Господня

Священники:
Введенский Василий Михайлович — 1841
Нарциссов Матвей Алексеевич — 1841—1848
Сеславинский Василий Тихонович — 1848—1865, 1871—1876
Делицын Гавриил Васильевич — 1865—1871
Смолеев Александр Иванович — 1876—1910
Калугин Андрей Иванович — 1910—1913
Воскресенский Иоанн Гаврилович — 1913—1918

 Диаконы:
Лебедянский Алексей Матвеевич — 1841
Скоров Алексей Андреевич — 1842—1849
Калугин Иван Андреевич — 1861—1870
Грибановский Павел Иванович — 1870—?
Воинов Николай Николаевич — 1910—1913

 Дьячки:
Голубев Пётр Иванович — 1841—1869
Димитриевский Василий Александрович — 1869—1874

 Псаломщики:
Димитриевский Василий Александрович — 1875—1893
Калугин Сергей Андреевич — 1900—1902
Калугин Андрей Иванович — 1903—1910
Земляницын Сергей Васильевич — 1913—1918

Использована информация книги Клокова А.Ю., Найдёнова А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г.

Фотографии март 2013 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *